…И обнаружить чтоб средь пустоты сияющий алмаз триумфа…

ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА

Первое,что мне пришло в голову, увидев на сайте Хегая работы Ильи Николаевича пьеса «Бег» Булгакова, точнее ее поджанр, который сам автор определяет, как «Восемь снов». Не буду углубляться в психоанализ и называть все фрейдовскими именами, за меня это давным давно сделали другие, честь им и хвала, не об этом речь.

Только по Булгакову «сон» — соотношение наваждения, трансформации действительности, ирреальности отражения, что-то среднее между миражом и явью.

У Булгакова по-другому и быть не могло – писатель, у которого звук «зашкаливает», примерно так, но очень поверхностно и односторонне, не углубляясь в детали можно  было бы объяснить, с точки зрения учения Системно-векторной психологии, его тексты.

Разглядывая некоторые из работ Ильи Николаевича Хегая у меня возникли такие же ассоциации. Потом я поняла в чем дело.

Звук. У Хегая, среди набора его векторов присутствуют звуковой и зрительный… Илья Николаевич не может по-другому, раньше мог,  или думал, что мог. Тогда так нужно было, в те времена, когда над всеми нависал молот Социалистического реализма, а художники, как литераторы писали «в стол», пряча от всех свое иное мироощущение-опасно.

Помните, как Хрущев бульдозерами по тем, кто не с нами? И что? Помогло? Еще как! Весь Запад заговорил, что в СССР есть люди с другим мышлением и вИдением.

Преисполнилось в «звуке» это новое  прочувствование универсума, вылившись у Ильи Николаевича  через его работы, в самостоятельный цикл, иначе и быть не могло, а потом еще вербально им подтвердилось в одном из интервью, что потребность в пище определяет голод, а потребность в реализации определяет (для него, Хегая) живопись.

Юрий Бурлан на лекциях по СВП объясняет: через себя. Каждый из нас все выказывает через себя, то есть через наличие своих собственных векторов. Что вижу, что чувствую — то отражаю, у нас  у всех «Я» во главе угла.

Илья Николаевич – через свой звуковой вектор, наличие которого у людей такого типа «гонит» их в бесконечную дорогу нематериального поиска. Потому что звуковик иначе существовать не в состоянии, он должен заполнять свои образующиеся пустОты. Кто-то, кому Природа позволила, делает это через мелодию, слыша Музыку Сфер, записывая ее забавными нотными закорючками. Кто-то уходит в поиски Бога, становясь создателями крупных (и не очень), религиозных конфессий и сект.

Кто-то, получив от Природы еще и способность  к зрительному восприятию Вселенной, пропустив его через собственные внутренние миры, наполняя пустОты зрительного и звукового векторов, перенося на холст прозрачными или призрачными мазками, создавая образы, запримеченные в снах, видениях и грезах.

Дожив до 80-ти лет из которых 60, Илья Николаевич, профессионально занимался живописью он так и не понял, к какому направлению относится его творчество. Немцы глаза открыли, назвав его картины метафизическими.

Каталогизировать, классифицировать, систематизировать. Зачем? Какая разница? Важно что я воспринимаю через глаза и наполняю мой зрителный и звуковой вакуум, проигрывая цвет и тему, в каких-то моих воспоминаниях и соотношениях. Скучно, не интересно слушать профессионального галериста или искусствоведа, объясняющего все то, что без труда можно прочесть в Энциклопедии по Искусству Живописи.

Марка Шагала тоже пытались «привязать» к конкретному направлению, и многих других даже основоположниками течений назвали. А вы, господа-систематизаторы, когда-нибудь кисти в руках держали? Вы пробовали, хоть чуть-чуть, подражать Пикассо? Просто взять и написать в его кубической манере предмет на холсте? Попробуйте, только так вы поймете почему один художник работает крупными мазками, а другой – вообще обходится шпателем вместо кисти.

Лишь таким образом он способен «наполнить» зрение свое, а заодно и тех, кто его картины созерцает, только так, на время, до следующего полотна, успокоить ноющую рану души. Хегай сказал в интервью: «Я, как фанатик, не могу не писать.» Потому что получив однажды наслаждение от содеянного, рука потом сама тянется к кисти, а кисть к мольберту, что бы снова и снова оказываться там, где стираются границы, двигаясь по пути приводящему в объятия матафизического беспредела, состоящего из намеков, символов и догадок, тончайшими ассоциативными нитями связывающими две реалии – сон и явь.

Об остальном, можно узнать на бесплатных лекциях по Системно-векторной психологии у Юрия Бурлана

19 Responses to …И обнаружить чтоб средь пустоты сияющий алмаз триумфа…

  1. Елена Сенькевич:

    Хорошо, когда пишут для себя. Это не коммерческое искусство — это творчество. И хотя художник явно не мой любопытно было с ним познакомится — он дествительно ни на кого не похож!)

    • Не писать для для коммерческой реализации невозможно, если только художник не имеет дополнительный заработок из других источников. На Западе все искусство поставлено на коммерческую основу. Здесь это нормально, зато никто не скулит, что он не признанный талант. Однажды в местной Академии Художеств я видела, как между студентами и посетителями на бесплатной экспозиции, занимаемой несколько этажей, проводимой каждый год в феврале, шмыгали маклеры, выискивая новые картины и имена, может быть, будущих гениев. На многих студенческих картинах стояли ценники и визитки с их адресами.

  2. Спасибо, что познакомили с этим удивительным художником!

  3. Какие же потрясающие картины! И характеристика художника верная, на мой взгляд. Метафизическая живопись. Я долго думал, что хотел бы повесить на стену, но вот как-то ничего из того, что видел, по-настоящему не привлекало. Хочется картину, на которую можно долго смотреть, часто видеть, но каждый раз — что-то новое в ней узнавать. Пожалуй, разглядывать такие картины — это один из способов постижения мира для звуко-зрительных людей. Спасибо!

  4. ольга чугурян:

    Интересно и познавательно. Вот кому предначертано стать гением в музыке, живописи… Звуковой вектор делает людей такими. Как все просто, оказывается. Спасибо за новый взгляд на Хегая.

    • Ольга, спасибо. Звук и зрение, при правильной реализации, действительно, способны на создание прекрасных произведений, что в музыке, что в живописи.

  5. Статья Ваша, Светлана, как всегда, познавательна и великолепна. Спасибо! Звук в картинах Хегая просто «вырисован». Где сон? Где явь? Что в этом мире иллюзорно?

  6. Давайте забудем на время все житейские проблемы. Ведь сегодня такой замечательный день — День авиации и космонавтики!

    В день авиации и космонавтики
    Я от души вам хочу пожелать
    Вновь окунуться в просторы галактики,
    Чтоб до конца ее тайны познать.

    Если серьезно – то счастья и радости,
    И оставаться таким же всегда.
    Чтоб доставались от жизни лишь сладости,
    А неудачи ушли в никуда

    Будьте счастливы!

  7. Понимаю, Светлана, что не просто так я вышла на Вас, на Ваши статьи. Многое не понятно мне вокруг, особенно в отношении близких мне людей.. Чувствую чтобы сохранить отношения — нужно многое понять..

    • СВП дает очень точное понимание, если не сразу, то некоторое время спустя после все отслаивается и начинаешь постепенно видеть по текстам, слышать по ключевым словам кто есть кто и как себя с ним вести. Мне СВП помогла разобраться в себе самой и определиться, почему я совершала/совершаю те или иные поступки и имею то, что имею.

  8. Виктор:

    Да, художники видят несколько иначе… имеют как-бы дополнительное вИденье… это зачастую называется «пластическое» видение, в отличие от бытового — сюжетного, содержательного… и возникает ощущение… действительно какой-то музыки, стоящей за зрительными впечатлениями (почему-то при объяснении зачастую, если не всегда приходится переходить на музыкальные термины: звуковой вектор — видимо это точно…))), какое-то особое пространство, дополнительный объем…
    такое, обостренное чувство, которое может приносить весьма приличное удовольствие, наслаждение… если его не встречаешь в картинах, а такое довольно часто встречается, то тогда возникает ощущение пустоты, какое-то плоское, одномерное нечто не вызывающего интереса…

    • Вы правы, есть ремесленники, есть люди талантливые, которые пропускают мир через себя, а не через доллар. Хотя многие художники были состоятельными людьми, умея управлять всеми своими векторами, включая кожный.

  9. Сергей:

    Для меня, самую малость знакомого с терминами СВП, все видится и читается без особого труда. Но думать при этом приходится серьезно. Серьезные характеристики того требуют. Если бы автор смогла пообщаться с художником, то вынесла бы из встречи много больше того, о чем написала. Но отдаю должное, до сих пор таких раскладок в искусстве не встречал. Это можно сделать для каждого человека, таланта, гения? Может тогда, поступки и жизнь некоторых известных людей станет для нас понятнее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *