АМЕРИКАНЕЦ В ПАРИЖЕ, или Cherchez la femme !

— Джо Дассен не умер, он живет на Байкале, я говорил с ним по телефону.

Такое признание в своей книге сделал Миша Азнавур и даже пообещал взять у певца интервью, без публикации фотографий и указания его точного местонахождения.

Миша Азнавур, младший сын Шарля Азнавура, тот еще романтик и фантазер.

Ну, а если серьезно, то в этом году Джо Дассену было бы 75 лет. Сложно сказать продолжал бы он петь останься жив, как Шарль Азнавур в cвои 87, возможно, ведь для него музыка была главным в жизни. Родившись в начале ноября 1938 года в Нью-Йорке, в семье актера и скрипачки, с весьма скромным достатком, он с ранних лет привык зарабатывать, не зависимо от родителей.

Позднее, когда у отца появилась, вполне прилично оплачиваемая работа режиссера, Джо вместе с родителями и сестрами переезжает в прекрасный дом в Лос-Анджелес. Творческая работа родителей и политические причины, вынуждают Дассенов покинуть Соединенные Штаты, в поисках убежища за границей, способствуют тому, что мальчик, побывав во многих странах, сменил около 14 школ.

Подаренный папой мотоцикл

«Я обожал эту бродячую жизнь, я повидал много стран»,- говорил он. Не удивительно, что мальчику, в семилетнем возрасте оказавшемуся в Европе, легко давались языки. Это вполне естественно, ведь обладая от природы звуковым вектором, попав в среду носителей языка, он быстро хватал новые слова и выражения, воспринимая их с легкостью, на слух, как и подобает любому звуковику. Позднее Дассен записывал свои лучшие хиты и пел их «в живую» во время концертов, на всех европейских языках и даже учил испанский латинос, чтобы сразить свою публику, где-нибудь в Чили. 

Системно-векторная психология определяет людей со звуком, как интровертов, т.е. погруженных в собственные переживания, мало говорящих, стремящихся изолироваться от общения, однако в сочетании звукового с оральным вектором, из них получаются вокалисты, от оперных Див до обычных шансонье, чьи способности могут проявиться очень рано. Джо начал петь, с тех пор, как стал различать звуки. В двухлетнем возрасте, впервые абсолютно точно воспроизводя их и выстраивая в гармоничную рождественскую мелодию Silent Night (Тихая Ночь), вернувшись из детского сада. Мама и папа порадовались, что медведь не оступился, проходя мимо уха их сына, но наличие хорошего слуха у ребенка, в культ не возвели. Когда Джо исполнилось 12, семья Дассенов переезжает во Францию.

Джо часто сам отвечал на письма поклонников

Мальчик влюбляется в Париж, и для себя решает, что, когда-нибудь, останется в этой стране. Пока все живут в Гренобле-городе известном своими лыжными трассами, а будущая звезда французской эстрады, как настоящий кожный мальчик, увлечен спортом, отдавая предпочтение лыжам и плаванию, игре на различных музыкальных инструментах, которые, с легкостью самостоятельно на слух, осваивает, как настоящий звуковик, при этом не слишком много времени уделяет школьным занятиям. Обеспокоенный таким отношением к образованию мудрый папа Жюль, решая проманипулировать особенностями кожного вектора сына, идет с ним на сговор, обещая мотоцикл взамен на хорошие оценки. Для юноши, безгранично любящем свою семью, развод родителей стал громом среди ясного неба. Желая поменять обстановку, чтобы не видеть страдающей матери. После ссоры с отцом, оставившим семью ради «последней греческой богини» известной актрисы, певицы и общественного деятеля Мелины Меркури, Джо снова возвращается в Америку.

Вдумчивый, серьезный, любознательный

 Для Джо, с его хрупким сердцем, это событие явилось потрясением. Он вырос в благополучной, не слишком ортодоксальной семье, где родители ценили и уважали талант, способности своих детей и друг друга. Был момент, когда за весь достаток в семье, отвечала его кожно-звуковая мама, имевшая постоянную работу в женском оркестре в Калифорнии. В то время, как его анально-кожно-звуко-зрительный папа, метался в поисках актерского заработка. Как видно, артистическая карьера, сойдя на нет и привела его в кинорежиссуру, где он, сумел реализоваться, будучи не первым, но и не последним режиссером и, познакомившись на Канском кинофестивале с Мелиной Меркури, ставшей позднее его Музой и женой, создал, с ее участием, несколько фильмов, вошедших в историю кинематографии Франции.

Дассен в фильме Питера Устинова «Lady L»

Где-то здесь, между студенческой скамьей, подработкой мусорщиком- водопроводчиком, водителем…в Америке и небольшими киноролями во Франции и Греции, Джо страстно увлекается игрой на гитаре и для заработка начинает петь в кафе и на улицах. Получив диплом, он долго не может определиться: вернуться в Европу или остаться в США. Сейчас трудно сказать, что руководило молодым американцем в его выборе и предпочтении Старого света. Ведь для многих французов, даже на пике своей славы, он так и остался чужаком, иностранцем, на что ему не стеснялась указывать: «Уезжай обратно в Америку», вполне солидная анальная профессура, одного из значимых парижских лицеев, организуя вместе с горсткой учениц, срыв очень важной съемки его рекламного концерта. «Я не был уверен, что Джо, американец, сумеет добиться успеха во Франции из-за шовинизма местного населения… но он меня переубедил!»,- сказал его отец. Как начинающий исполнитель и автор музыкальных тем, он продолжает сотрудничать с отцом, сочиняя музыку к его фильмам с участием Джины Лоллобриджиды и Мелины Меркури.

Джо Дассен и Клод Лемель

ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ

В первой половине 60-х Джо знакомится с Мариз Массьера. Эта встреча стала началом их десятилетнего романа. Именно благодаря длительным уговорам Мариз, по анальному упрямый Дассен согласился на встречу с представителями американской звукозаписывающей компании, недавно основанной во Франции, для выпуска его первой пластинки.

Богатейший природный пятивекторный набор: анальный, звуковой, кожный, зрительный, оральный, в их различных сочетаниях, проявляются у Дассена в комбинациях от домоседа, желающего уединения, до страсти к путешествиям и переездам. Даже находясь на гастролях в крупных городах и метрополиях, он обычно селился в тихих отелях в пригороде, в стороне от своих музыкантов и антуража. Джо был не только не досягаем, но и неуловим для поклонниц. В тоже время – большим любителем к «перемене мест». Звук — в его музыкальных способностях с пробуждением активности после захода солнца, а зрение — упадническими настроениями и сомнениями, при самых незначительных, творческих неудачах.

Дассен 70-е годы

Выкладываясь на выступлении он терял килограмм веса за концерт и пока оркестр «держал» зрителей, доигрывая последние музыкальные фразы, Дассен уже мчался в своем «Мерседесе» в ночь, на ходу переодевая мокрую концертную рубашку, в ночной клуб к друзьям, чтобы за стаканчиком снять стресс и весело поболтать. «Мы никогда не ложились спать раньше 5 часов утра, потому что Джо страшно волновался, выходя на сцену, и ему нужно было время, чтобы расслабиться и снять напряжение»,-вспоминала его мать, часто ездившая с ним на гастроли. Естественно, что, как у любого звуковика, утро у Дассена начиналось далеко за полдень.

Мариз очень гордилась своим интеллектуальным мужем, «его аналитическим умом, ищущим везде и во всем логику». Их брак не был тайным, но и не предавался публичной огласке. С одной стороны, Дассен, как настоящий мужчина с анальным вектором, заложник плохого опыта, пугался женитьбы, помня драматический развод родителей. С другой стороны, наличие кожного вектора подсказывало, что аффиширование брака с Мариз может негативно сказаться на карьере, значительно сократив количество его поклонников и поклонниц, как это произошло с Сальваторе Адамо.

 Оба сына Джо стали певцами.

Мариз остается в тени, не демонстрируя себя на страницах прессы и не высовываясь на телевидении. Дассен тщательно охранял свою личную жизнь от посторонних, оказываясь для многих взрослых «глухой стеной» и абсолютно открытым для детей. На десятом году совместной жизни чета Дассенов ждет первенца. Джо, счастливейший из мужей, решает покинуть Париж и поселиться за городом, приобретя участок земли и начав строительство дома.

Любитель рыбалки

Утомленный круговоротом жизни, состоящей из концертов, съемок, записей, бесконечных переездов и перелетов из страны в страну, с континента на континент и фактического провала нескольких последних песен, он впадает в депрессию, так свойственную звуковому вектору. Под предлогом проверить как идут дела по строительству маленькой фарэ (бунгало), на купленном на Таити участке земли Джо, в сопровождении пары друзей, отправляется на остров. У Мариз, оставшейся во Франции на сохранении-преждевременные роды и ребенок не прожив недели умирает.

Дассену нанесен сокрушительный удар, от которого он, так мечтавший о своем отцовстве, не смог оправиться. Отношения с Мариз сведены на нет и самое лучшее что можно придумать – это развод. В репертуаре не появляется новых шлягеров, это еще больше удручает певца, усугубляя и без того глубокую депрессию.

Конечно на Дассена работала целая команда поэтов, композиторов, импрессарио, имиджмейкеров и…Мариз. После расставания с ней Дассен, в течении года, записал самые известные свои песни: «Привет», «Если бы не было тебя», «За тебя», «Бабье Лето». В это же время, по его собственной версии, он встречает свою будущую вторую жену.

Дассену 38 лет, Кристин значительно моложе и, в сравнении с Мариз, она очень далека от шоу-бизнеса. Через восемь месяцев после свадьбы у них рождается первый сын, но вскоре друзья, для которых дом Дассена был открыт даже в самые трудные времена, начинают замечать, что между мужем и женой, пробежала черная кошка. Они все чаще ссорятся и после рождения второго ребенка, Джо просит у Кристин развод.

Дассен и его мать Беатрис купили «дом на природе в Палм-Спрингс, где Джо мог бы жить со своими двумя детьми, его самой большой гордостью, мамой и домашними животными». Обилие кошек и собак, живших у Дассена, очень точно характеризуют его зрительную природу. Так же как то, что у певца, как у человека с анальным вектором, излюбленными занятиями было чтение, коллекционирование редких книжных изданий и рыбная ловля. На лекциях по Системно-векторной психологии, Юрий Бурлан, всегда обращает внимание учеников на такие детали в поведении и привычках людей с определенными векторами.

Язва желудка, перенесенный инфаркт, госпиталь в Париже. При перелете между Францией и Таити – еще один сердечный приступ. Он стремился в свой дом на «райском острове», который построил для себя несколько лет назад, в надежде успокоиться и забыть свои личные проблемы, связанные с предстоящим разводом. Его сопровождают Клод Лемель, с которым Джо связывала многолетняя личная и творческая дружба, его престарелая мать Беатрис и оба сына, одному из которых всего 5 месяцев.

До развода суд передал детей на временное воспитание отцу, но адвокат Джо Дассена настаивет на полной их передаче, объясняя, что «Кристин — не тот человек, кто им нужен».

Прожив более 10 лет с Мариз, находившейся  рядом в каждой поездке, он ожидал от Кристин, что она также всегда и везде будет с ним, стоя в гримерной после окончания концерта, с приготовленным для него махровым халатом, когда он сбрасывает мокрую концертную одежду, и дымящейся чашкой кофе.

Одна из последних фотографий

Она же этого не хотела и не могла. Кристин страдала депрессиями и не знала, как ей от них избавиться. Рождение детей ситуацию не изменило, она то и дело плакала без повода, ища уединения.

Депрессия, как одно из врожденных свойств звукового вектора, не лечится антидепрессантами. Причиной ее является отсутствие возможности заполнения нескончаемых пустот внутри себя. Невозможность ответить на вопросы Кто я? Зачем? В чем смысл жизни? Мятущиеся и тоскующие души, которых к земле «привязывает» только собственное тело. В этом отношении между Кристин и ее мужем не было разницы. Джо, неоднократно упоминал о смерти тела и превосходстве души: «Лишь душа имеет значение, мне все равно, что сделают с моим телом после смерти.» Только Джо, в сравнении со своей второй женой, был реализован творчески и если его постигало состояние депрессии, то вызвано оно было совершенно конкретными вещами.

Однако не понимая мучительных страданий от духовных пустот Кристин, сосредоточившись на своих собственных проблемах, он упрекая ее в эгоизме, получал в ответ тоже самое. Короткий брак, сопровождаемый бесконечными ссорами, оскорблениями, конфликтами, привел их в конце концов к разводу, который Джо очень тяжело пережил, поплатившись нескольким сердечным приступам и инфарктами и покинув этот мир в 42 года.

Более подробно о Системно-Векторной психологии можно узнать, посетив бесплатные тренинги Юрия Бурлана.

28 Responses to АМЕРИКАНЕЦ В ПАРИЖЕ, или Cherchez la femme !

  1. Екатерина:

    Многих талантливых людей постигает участь быть несчастливыми в браке. Жаль, что этот жребий выпал и Джо Дассену, столь искренне любимому многими.
    Конечно, были и у него счастливые времена, но сердце оказалось слишком чувствительным к несправедливости и печальным реалиям земной жизни.
    Спасибо за отличную статью, Светлана! И за прекрасную идею, которую Вы ею нам невольно подали:)

  2. Джо Дассен- один из любимых мною певцов. Прочитав Вашу прекрасную статью узнала много нового о нем. Спасибо за информацию.

  3. Нравится мне Джо Дассен. А Ваш системный разбор — это просто чудо. Многовекторные люди очень интересны, увлекательно наблюдать то, как всё это в них сочетается. Спасибо!

    • Спасибо, Александр. Многовекторные люди действительно очень интересы.

      • Эта статья — крошечная часть от того, что можно о нем написать. Он был многосторонне развитый человек, о котором нам известно только то, что он был певцом. Джо Дассену нужно посвещать книги.

  4. Помню и Джо Дассена, и его песни. Но больше меня заинтересовало объяснение по СВП. Я прослушала бесплатные лекции, мне очень понравилось. Но на дальнейшее посещение не решилась. Уж очень поздно они у нас получаются, а записей не бывает, я поняла..

    • Для россиян лекции очень поздние. У нас они заканчиваются в 02-30 ночи, а у вас уже утро. Я знаю, что многие с лекций идут завтракать и на работу.

  5. Светлана, спасибо. Мне все очень близко.
    Джо Дассен — никому не надо напоминать кто это…
    Приятный баритон с нежными, теплыми интонациями…Все в нем сочетается — и сценическая внешность. и тонкость. и музыкальность, и теплота, и нежность, а какая элегантность во всем…Все женщины, наверно, влюблены в его песни.

    • Да, он был большой умница, еще и образованный, в отличии от многих исполнителей. Зрители чувствовали и любили ег и его творчество.

  6. Джо Дассена люблю с детства. У нас была пластинка, я ее постоянно просила включать «Le jardin de Luxemburg». Потом так сложилось, что в школе я изучала французский. Стала понимать его песни. А теперь их слушают с удовольствием мои дети. И поют. Это здорово. Но мне кажется лишним рассуждать в сослагательном наклонении о его судьбе. Векторная психология многое объясняет, но не более того. Когда человек делает выбор, он руководствуется какими-то личными мотивами, которые потом и ведут его по линии судьбы…

    • Полина, я тоже люблю Дассена, у него, как у иностранца, легкий в восприятии французский для тех, кто его учит.
      Дело в том, что все наши личные мотивы определены заложенными в нас древними программами.
      Когда я пришла на тренинг по Системно-векторной психологии, мне тоже многие вещи казались надуманными и, с позиции современного человека, смешными. Например, как на меня может влиять программа зрительной девочки или звуковика. Один из них вглядывается во Вселенную, а другой вслушивается, чтобы уберечь стаю от нападения врагов и диких животных. Мое умение восприятия по признакам этих векторов я соотносила с училищем и институтом, где наши педагоги по системе Станиславского развивали такие способности в студентах, пока не вспомнила,что кому-то из сокурсников эти упражнения давались легко, а кто-то не мог одной минуты сконцентрироваться и сосредоточиться. Они, кстати, потом и отсеивались, уходя в другие профессии.
      Потом во время тренингов по СВП наступил момент, когда я начала видеть особенности и характеристики векторов у людей с которыми общаюсь.
      В статье только определены вектора, а их сочетание между собой создает мотивации, приводящие к поступкам. Чем многовекторней личность, тем ярче ее след в истории, потому что поступать по-другому она не способна, вектора не пускают. Это очень, очень поверхностный разбор по Дассену. Информации о нем очень мало и она вся повторяет друг друга. Не исключено, что когда-нибудь, прочтя и переработав о нем материал в оригинале, я не ограничусь только статьей, значительно глубже и точнее объясняя мотивы его поведения через призму СВП. Спасибо Вам.

  7. Очень люблю Дассена. Спасибо за статью о нем. Только теперь начинаешь правильно понимать и оценивать те или иные поступки людей в различных ситуациях.
    Жаль, что он так рано ушел.

    • Спасибо, Наташа. Действительно СВП здорово глаза открывает.
      Я тоже люблю Дассена, как и многих других французских исполнителей, но он был самый яркий.
      Когда писала о нем, даже не предполагала, что было причиной его ранней смерти, почему-то думала, что КЗ, по классическому сценарию.
      Потом, на каком-то французском сайте, нашла несколько строчек кого-то из очень близких ему людей, о депрессиях жены. И все-пазлы сложились.

  8. Гюзель:

    Статья хорошая о Джо Дассене, но столько пунктуационных ошибок, прямо слух режет! И глаза болят от их обилия!

    • Спасибо, мне, живущей 20 лет в Германии, это простительно.
      Маяковский вообще писал без знаков препинания и, как не странно, его все еще читают.

    • Гюзель, я так думаю, когда ошибки режут глаз, а статья хорошая, то можно предложить свою редакторскую помощь 🙂 Я как-то правила статьи одного прекрасного программиста в обмен на консультацию по WP было всем очень хорошо 🙂

      • Спасибо Полина, Гюзель милая девочка. У нее зрительный вектор, поэтому ей тяжело видеть тексты с ошибками. Это нормально. Есть вещи, которые меня раздражали в других людях, но СВП снимает это раздражение, потому что начинаешь понимать что так говорит,действует, пишет не человек, а его вектора, он просто не может иначе.

        • Я ни в коем случае не хотела что-то плохое сказать Гюзель:-) наоборот, будучи незнакомой пока с СВП, хотела предложить способ снять раздражение, переключив внимание на другой процесс. Я в силу образования тоже невольно примечаю ошибки, но они меня не раздражают 🙂 У Вас тут очень интересно, жаль только, что в сутках 24 часа 🙂

  9. Ещё один пример, как несчастны в сущности люди, у которых, казалось бы, всё есть. Смерть представляется для них логическим завершением хождения по мукам

    • Из этой истории сегодня, на основании учения СВП, можно сделать логический вывод: смотри, кого ты выбираешь в спутники жизни.
      Сумеешь ты дальше жить с этим человеком или нет. Девочка-звуковичка, вспыхнув любовью к звезде, упала в пропасть депрессии, поняв, что для него на первом месте всегда будет его работа, а она так и останется в своих незаполненных пустотах.
      Дассену, понятно, как любому мужчине с анальностью, хотелось иметь прочный тыл: жену,детей, дом, куда он мог бы возвращаться, скрывшись от всех поклонников и папараци.
      Это несоответствие желаний привело к трагедии. Он, как раз, по своим векторам был хорошо реализован, а вот с женой вышла осечка.

  10. Он прекрасен. Никогда не думала о Дассене как о представителе анального вектора) Хотя, вы правы, пожалуй так оно и есть. Быть женой такого человека нелегко, звуковому эгоизму здесь не место. Как знать, будь рядом в Джо другая женщина, возможно, мы до сих пор могли бы слушать его не только в записи…

    • Дассен действительно замечательный исполнитель, не удивительно, что его помнят и любят во многих странах мира.
      Однако быть женой звезды всегда трудно, даже при спокойном и ровном характере Дассена. Понятно, что Джо очень устраивала Мариз, став его тенью.
      У него звук смягчался анальностью, но его перфекционизм «доставал» всех и семью и коллег. Вторая жена пришла на все готовое и,скорее всего она не предполагала, что будет просиживат вечера напролет в гримерке или одна дома, в то время, как Джо купается в любви зрителей. Всегда есть обратная сторона славы и она очень черная.
      Если бы ее, как звуковичку, наполнить, может быть и слушали бы Дассена по сей день, но тогда СВП не было, чтобы понять причины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *