Антоша — не дурак! Этюд с аутистом

Во время просмотра фильма Любови Аркус «Антон тут рядом» возникают ассоциации с некоторыми произведениями современного французского писателя Эрика Эмманюэля Шмитта. В них тоже речь о детях, родителях и … просто взрослых. 

Во многих семьях кризис наступает тогда, когда неожиданно выясняется, что ребенок тяжело заболел. Нередко отцы, догадавшись о признаках аутизма, не желая тащить на себе больных детей, уходят из семьи, перекладывая эту обузу на плечи теперь уже бывших жен. А матери как-то продолжают выживать с сыном-инвалидом или аутистом. Причинами аутизма принято считать последствия патологии беременности, родов или черепно-мозговые травмы и инфекции.

Системно-векторная психология рассматривает, как один из наиболее частых факторов возникновения аутизма у детей, некорректные отношения в семье между родителями по отношению к ребенку со звуковым вектором. Дети рождаются нормальными. Аутистами их способны сделать близкие. У ребенка со звуковой эрогенной зоной очень восприимчивое и нежное ушко, не переносящее громких бытовых звуков, крика скандалящих родителей, визга и ора детей, воспитателей в детском саду и учителей школе.

Все эти неблагоприятные внешние факторы, нарушение эмоционального контакта с матерью, мечтавшей, что ее сын «вырастет капитаном дальнего плавания, а растет идиот и придурок», приводят к тому, что нанесенные ребенку психические травмы ранят его и он, защищаясь от враждебных и негативных воздействий уходит в себя, погружаясь в собственную пучину переживаний и размышлений — по ту сторону барабанной перепонки.

Ребенок-звуковик — от природы абсолютный интроверт, защищая свой слуховой канал он утрачивает связь с внешним миром, становясь еще более замкнутым и отрешенным. При отсутствии доступа информации извне и нежелании выходить из собственной ракушки у него очень скоро развивается детский аутизм.

Не исключено, что с Антоном Харитоновым — подростком-аутистом, о котором Любовью Аркус был снят фильм «Антон тут рядом» произошла  ситуация, описанная выше.

Несмотря на то, что в фильме мама мальчика не очень уверенно подтверждает якобы врожденный аутизм сына, фотографии, которые Антон рассматривает, говорят обратное. Само состояние фотографий дает возможность предположить, что в семье возникали серьезные конфликты. Они все мятые, изорванные, однако Антону доставляет большую радость их рассматривать и комментировать.

Скандалы между отцом и матерью, скорее всего, привели маленького мальчика к тому, что он, чтобы не слышать вопли взрослых, научился очень дозировано пропускать информацию через свой звуковой канал. Искусственное его сужение спровоцировало нарушение нейронных связей и, практически, полностью изолировало его от внешнего мира.

Изменения в состоянии психического Антона легко прослеживаются по снимкам из семейного альбома. Из веселого счастливого ребенка он превращается в загнанного зверька, прячущегося под одеялом. Так изолируется звуковик, укрываясь в темном шкафу от нападок внешнего мира, желая остаться в одиночестве, темноте и тишине.

Неопрятное, неухоженное жилье, исписанные в попытке экстравертации самим ребенком стены не подтолкнули родителей к беседе и занятиям с ним. Антон явно пытался самостоятельно выкарабкаться наружу из затягивающего его омута одиночества и тишины, однако отец и мать оставались глухи к этому слабому детскому зову, отделываясь от него ничего не стоящими подарками и «сбагриванием» в лагерь с такими же несчастными, как он сам, детьми-аутистами. Съемочная группа за несколько дней «приручила» подростка, начинавшего превращаться в агрессивного звереныша. Благодаря создателям фильма «Антон тут рядом», меньше чем за год мальчику удалось познакомиться с большим количеством людей, которым оказалось небезразлично его будущее.

Попытки устроить судьбу ребенка-аутиста выявляют тот факт, что Антону «тяжело с большим количеством детей» из-за  шума, на который мальчик реагирует агрессивно. Специалисты из элитного Детского дома обвиняют его в том, что он не способен к адаптации среди других воспитанников. Кроме того, воспитатели не видят-  каким образом Антон мог бы проявить себя в общественно-полезном труде, выучившись какой-то профессии. Возможно ли за 19 дней пребывания Антона Харитонова в элитном Детском доме определить склонности и способности нездорового ребенка, который к тому же отказывается общаться? 

Понятие «социальная терапия», если и присутствует, то не развита настолько, чтобы за инвалидностью или умственным нездоровьем рассмотреть того полноценного человека, который сохранился и которому нужно помочь проявиться, дать возможность вывести его наружу. В России не существует никаких адаптационных программ для детей-аутистов и нет специалистов, которые были бы способны и заинтересованы в их реабилитации. Родители так же не имеют навыков, опыта и желания, поэтому, махнув на сына или дочь рукой, откупаются от них какими-то мелкими подарками. 

В фильме Антон проговаривает фразу: «Антон все нервы испортил маме!» Скорее всего он повторяет слова, не единожды услышанные от матери. Эта фраза, являющаяся оскорбительной и унизительной для звукового ребенка, так же способна оказаться ключевым моментом в заболевании. Сильное внутреннее беспокойство приводит Антона к постоянной активности, к бесцельной моторике движений, неспособности долго находиться на одном месте, заниматься одним делом.

Внимание, с которым к Антону относились чужие люди, принявшие участие в его судьбе, многое изменило в нем самом. Те взрослые, кто был с ним рядом, своей любовью, терпением и пониманием создали условия, в которых подросток начал свой трудный путь выхода наружу, по эту сторону барабанной перепонки. Им удалось восстановить почти утраченную речь мальчика, навыки чтения и даже приучить к труду. У Антона сложились эмоциональные связи с автором проекта Любовью Аркус, волонтером Давидом, съемочной группой фильма.

Оказывается, все это время с раннего детства ребенку-аутисту не хватало внимания и любви. Дети со звуковым вектором требуют особого отношения и понимания, только такие условия помогут им выжить, не дав черной точке утянуть их в бессознательное, не сделают «непроницаемыми для мира». ПустОта, находящаяся внутри, с появлением Любы Аркус и началом работы над фильмом стала заполняться, меняя его отношение к людям. 

Для родителей годы, прожитые с ребенком-аутистом — великое испытание. Не понимая причин заболевания их сына или дочери, они не перестают укорять друг друга, обижаясь и ссорясь. Отец Антона, оставив жену с больным сыном на руках, все годы испытывал чувство вины, свойственное человеку с анальным вектором, пытаясь выйти из этого состояния с помощью алкоголя. 

Ни один из родителей Антона не предполагал, что их ребенку можно было бы помочь, когда он был маленьким, если бы вместо ссор и взаимных упреков повернуться лицом к  сыну-звуковику и вместо того, чтобы загонять его в состояние внутреннего отшельника, выводить наружу через общение с ним. Родители погрязли в своих обидах, обвинениях, беспомощности и бездействии, опустив руки и даже не пытаясь что-то изменить.

К счастью Антона, к нему на помощь пришли чужие люди, оказавшиеся ближе родных, и для которых этот загнанный в угол ребенок, стал не просто подходящим типажом для съемки по актуальной теме «Детский аутизм». 

Вот почему вспомнились истории, написанные Эриком Эмманюэлем Шмиттом. В них тоже речь о детях и их родителях — после многих лет непонимания и душевных мытарств они обретают друг друга, благодаря совсем посторонним взрослым, которым доверились их дети и которые их не оттолкнули.

Фильм, показывая восстановление Антона, дает надежду другим, указывает пути и решение, которое можно найти даже в таких трудных случаях, как у героя киносюжета. Теперь всем понятно — «Антон тут рядом», его уже не оставят, для него уже началась новая жизнь, как и для его отца. Нужно спешить помогать таким детям, не откладывать на потом. Ведь время их реабилитации очень ограничено. 

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

[like_to_read][/like_to_read]

Читать дополнительно:

АУТИЗМ

АУТИЗМ. КАК НЕ ДОПУСТИТЬ РАЗВИТИЯ БОЛЕЗНИ У СОБСТВЕННОГО РЕБЕНКА?

ЛЮБОВЬ АРКУС — «АНТОН ТУТ РЯДОМ»

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ: В РВАНОЕ УХО ВИЗГЛИВЫМ ФАЛЬЦЕТОМ — РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

26 Responses to Антоша — не дурак! Этюд с аутистом

  1. svetlana:

    Ради рекламы все средства хороши.Даже кинуть камень в адресс родителей аутистов.Люди которые ради ребенка отказались от личной жизни.Вы абсолютно ничего не понимаете в этом диагнозе и не знаете насколько тяжело родителям.Ваши домыслы оскорбительны и неумны.Все это проходили на западе лет сорок назад предположение что аутисты у холодных равнодушных матерей отцов.Уже давно все специалисты поняли в мире что аутизм развивается независимо ни от каких коррекций тем более родителей.Родителям требуется помощь в такой семье.А вы ради рекламы своего неумного метода просто оскобляете людей которым и так очень тяжело и они абсолютно не виноваты в болезни ребенка.Аутизм это серьезное неврологическое заболевание мадам .

    • Прежде чем обвинять меня и метод в несостоятельности, посмотрите ВНИМАТЕЛЬНО фильм и прослушайте лекции о детях со звуковым вектором, а не высказывайте свою некомпетентную критику не зная предмета.

  2. Уникальная картина.
    …Ранить человека легко. А вот любить сложнее, главная помеха — эгоизм.

  3. Как же родители уродуют своих детей… потенциального гения загнали в почти полный уход от жизни. А мальчик ведь был абсолютно адекватен. Сколько сейчас таких, загнанных?..

  4. В школе звуковиков сразу видно — тихие гении или тихие безумцы.

  5. Сергей:

    Выходит так, что многие беды от нашего незнания. Тогда вопрос, а кто их должен был дать? На каком этапе? Кто должен был остановить ссоры родителей и толково объяснить им далеко идущие последствия? Нет у нас такой организации, нет такого учения в книгах, что нам дают и подсовывают в школах и других учебных заведениях.
    Когда-то с будущими мамочками вели беседы, существовали женские консультации. Давно не слышал о них. Учили правильно пеленать ребенка, а надо было «давить» на психику.

    • В фильме Любовь Аркус признается в том, что нет реабилитационных программ в России. К счастью появляются такие люди, как она и Сара.

  6. Лариса:

    думаю, статья, как и сам фильм, окажется очень полезной для родителей детей-аутистов. Как и сам фильм. Спасибо!

  7. Единственная возможность для ребёнка с аутичным расстройством как-то выжить, это наполнение своей внутренней пустоты другими людьми. Только вот люди эти должны быть особыми, понимающими и развитыми, родители бывают такими далеко не всегда. На моих глазах уходит в себя малыш 2,5 лет, мы гуляем вместе, няня отказывается с ним заниматься, он агрессивен, а родителям по барабану, они ещё одного решили родить, раз этот неудачный такой получился.

    • …не готовы принять на себя ответственность за помощь ребенку, как всегда перекладывают на кого угодно — врачей, Бога, экстрасенсов…

  8. любой ребенок нуждается в ласке и внимании,
    а уж звуковичок тем более
    любовь творит чудеса, и это надо понимать

  9. когда ребенку ставят диагноз аутизма, многие родители не понимают почему с ними, зачем, и что делать, но если присмотреться, и прислушаться, начать говорить с этими детьми на их языке, среди них очень много талантливых детей, обучаемых и способных..

    • Все верно, родители заняты собой, выяснением собственных отношений, какое им дело до ребенка, к тому же больного.

    • Vera:

      Если бы только родители не понимали! Получается, что не понимают врачи, психологи, педагоги, которым, казалось бы, в силу профессии должно быть доступно понимание

      • Да, потому что нет специалистов, которые могли бы распознать это заболевание заранее или даже предотвратите его. Родители не знают азбучных истин, их уровень компетентности в воспитании и развитии ребенка не выдерживает никаких норм. Сейчас, с появлением Системно-векторной психологии эти знания можно получить. Но, как всегда, ответ один и тот же: у меня нет времени на лекции. На самом деле, нет времени на собственного ребенка, потому что какой-нибудь сериал по ТВ, дороже собственного потомства.

  10. Меня поразили детские фото Антона. Никакого намека на аутизм, а потом полное отречение от мира…
    Мне кажется, чем больший потенциал дан звуковику от рождения, тем большая вероятность аутизма при неблагоприятном развитии. Тем все это печальнее, потому что мы теряем, если не гениев, то очень одаренных людей.

    • А последняя фотография? Нормальный мальчик, всего-то и надо было что общаться с ребенком. Он очень контактный по фильму. Ведь съемаочная группа ничего особенного не делала. С Антоном просто общались, аккуратно и бережно, вот мальчик и раскрылся.

      • Знаешь, смотрела этот фильм и думала, как же дети беззащитны по сути. От неправильного общения вся жизнь может пойти наперекосяк…

        • Даже Антона, окажись рядом понимающий, что нужно делать человек, можно было бы восстановить значительно раньше, не доводя мальчика до полудикого состояния.

  11. Ольга Чугурян:

    бедный мальчик
    какое тяжелое было у него детство, как больно ему было все то время, что родители не замечали его, загоняли внутрь своими криками, а чего стоит одна фраза про мамины нервы.

    • Возможно, еслибы его мама не умерла и в жизнь подростка не вмешалась киногруппа, ситуация закончилась бы очень плачевно, как это бывает в 99 случаях. Обязательно посмотрите этот фильм, он есть в сети.

  12. Natalie:

    Как хорошо, что удалось помочь мальчику! У моей знакомой внук аутист, они стараются с ним общаться… Очень умный мальчик. Я тогда еще не знала про звуковой вектор, просто сказала им, что любовь и внимание все лечат, чтобы не отчаивались.

    • То, что произошло с Антоном на съемках фильма — уникальная ситуаций. Он стал просто другим человеком. Это видно на последней фотографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *