А вас, Штирлиц … Вячеславу Тихонову 85 лет

Если бы Вячеслав Тихонов родился в Америке или Европе, его лицо стало бы ЛИЦОМ Фирмы. Таким, каким все еще является внешность Шон О’Коннери.

Реклама дорогих часов, хорошего табака, отличного мужского одеколона, автомобилей… и конечно высокие гонорары и блистательные роли на самых лучших киностудиях от Голливуда до Чинечитта, а награды от Цезаря до Оскара.

В 70-х у нас в СССР появился свой Джеймс Бонд. Правда написан он был не на материале дешевых триллеров, а на обобщающих фактах, не без доли художественного вымысла и суперменства, глубоко понятной нам темы — Великой Отечественной.

Советский кинематограф шестидесятых был насыщен фильмами о русских шпионах, их в нашей стране принято было называть разведчиками.

Но в 60-е Вячеслав Тихонов и не помышлял о роли разведчика, собственно и времени не было, он снимался у Сергея Бондарчука в роли Андрея Болконского.

13-тилетнего подростка, Славу Тихонова, отец определил в ремесленное училище, а затем на военный завод. А после работы у кожно-зрительного с мышечностью мальчика начиналась другая жизнь. Его поглотил кинематограф.

Откуда у ремесленного мальчика, выросшего в Павловском Посаде Московской области, в среде рабочих – мыщечников, такая врожденная интеллигентность?

Зрительный вектор позволял много наблюдать, впитывать все увиденное, отсеивать весь налет пошлости, как крупицы выбирая самое главное то, что потом понадобится для ролей и просто для жизни в среде творческой интеллигенции.

Свойства кожного вектора придавали гибкости, увеличивая актерский диапазон от роли тракториста до князя, от учителя истории до разведчика.

В советское время, актеру с такой внешностью было не просто «вписаться» в идеологию Соцреализма. В его актерском типаже не было жесткости Георгия Жженова или упрямства Михаила Ульянова. Чем было бы наше киноискусство без ульяновского Маршала Жукова или без жженовского «Резидента»? Мало кому известно, как в ту пору еще молодому актеру Вячеславу Тихонову трудно давалась роль князя Андрея, как стеснялся он своих крестьянских рук, крупных пальцев с широкими ногтями трудового мышечника и дворовой наколки «Слава», пряча их на съемках в белые офицерские перчатки. Кто из актеров той эпохи мог бы лучше Тихонова сыграть князя Андрея Болконского с его постоянной звуковой задумчивостью и погружением в себя?

Один из известных советских прибалтийских актеров как-то пожаловался, что ему достаются роли с малым количеством текста. Режиссеры ценят его крупные молчаливые планы. Не каждый актер способен так выразительно «держать паузу» перед камерой, как это делал Вячеслав Тихонов. 

Завтра, 13 февраля, в 21:45 мсв, Юрий Бурлан начинает новый курс лекций по Системно-векторной психологии.  Для записи на них — кликни на баннер.

В «Семнадцати мгновениях весны» Штирлиц много молчит, играя собирательный образ обонятельного разведчика, вступая в рискованный «Эндшпиль» на шахматной доске Второй Мировой. Когда шел сериал — улицы шумной Москвы пустели, да и не только Москвы. Сам уретральный Леонид Ильич настолько поверил в блестящую игру актера, что был абсолютно уверен в подлинности полковника Максима Максимовича Исаева, даже приказал «найти и наградить». Разведчика, естественно.

Кожно-звуковому идеологу Партии Суслову фильм категорически не понравился, его поддержали военачальники: не показана роль советского народа – победителя, складывается впечатление, что войну выиграли разведчики. Им, как видно, не хватало массовости и монументальности киноэпопеи.

В классическом природном конфликте, как его определяет Системно-векторная психология, между «звуковым идеологом» Сусловым и «обонятельным советником» при стареющем уретральном вожде Брежневе, председателем КГБ СССР Ю. В. Андроповым, победил последний, резонно заметив, что весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга. Позднее Юрий Владимирович, став Генеральным секретарем ЦК КПСС, высоко оценит работу Тихонова в «Мгновениях», наградив актера за эту роль звездой Героя Социалистического труда.

Вячеслав Васильевич не был обделен вниманием руководителей государства и любовью публики, став прообразом «идеального мужчины и рыцарем на все времена» для большинства советских женщин. После роли Штандартенфюрера СС Тихонов продолжал сниматься, но триумфом в его карьере оставался Штирлиц.

Российские оральники не могли спокойно пройти мимо этого персонажа, не включив его в свое оральное-народное творчество.

Удивительный менталитет у россиян. Чем больше любим и популярен герой, тем больше складывается о нем небылиц и анекдотов. Сегодня уже трудно определить, о ком их рассказано больше: о Чапаеве или о Штирлице?

Несколько лет назад Сергей Урсуляк соединил недостающие звенья цепи в биографии разведчика Максима Максимовича, сняв сериал «Исаев». Это своего рода дань актеру Вячеславу Тихонову, с которым Урсуляк работал в 90-х.

Так устроен мир, что уходят все, даже самые любимые актеры — Михаил Ульянов, Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов … Видно так нужно, пусть уходят, они много сделали в искусстве для нас и для будущих поколений…

Только в ушах не перестает звучать неповторимая интонация Леонида Броневого, обращенная к советскому-разведчику: «Штирлиц, а Вас я попрошу остаться!»

И желательно навсегда!

Пусть так! Ведь всегда запоминается последняя фраза.

Статья написана по материалам тренингов по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

[like_to_read][/like_to_read]

 

20 Responses to А вас, Штирлиц … Вячеславу Тихонову 85 лет

  1. Ольга Чугурян:

    Такой сериал! я его уже не застала, но по рассказам, по этой самой фразе знакома с ним кажется так же близко, как и все его поклонники)
    а баннер просто блеск!

    • На ютубе можно найти все что угодно.

    • Виктор Белинский:

      А я помню: и старую, черно-белую, «каноническую» версию — «из-под хлопушки» самой Лиозновой, и современную, «раскрашенную»!!! Вот на каких фильмах нужно воспитывать подрастающие поколения! — это я как учитель говорю!!!

      • Раскрашенную версию «Мгновений» не смотрела, в черно-белом варианте она мне больше нравится, меньше напоминает игровое кино, больше — документальное.

  2. Сергей:

    Первый большой советский сериал, если не ошибаюсь. Я бы упомянул еще и режиссера Татьяну Лиознову. Обычно сценаристов, операторов и режиссеров не запоминаю, но здесь — исключение. Очень много говорили о фильме и, помнится, его перевели в цвет. Значит, он стоит того, как и главный герой.

  3. актеры уходят, остается память о них, значит, они жизнь прожили не зря, внесли в нее свой талант, и сделали мир немного лучше..

  4. Тихонов стал для страны больше чем киноперсонажем —
    его Штирлиц часть нашего самосознания

  5. Большое спасибо за статью про любимого актера!)

  6. Старое кино редко смотрю, но лицо Тихонова даже мне знакомо 🙂

  7. Самый любимый бабушки отчима актёр. Она меня в своё время затюкала, чтоб я ей фотку купила в «Союзпечати» Вместо иконы была.
    Харизма, однако у актёра.

  8. Да, молчать Штирлиц умел красноречиво…

  9. Красиво. Люблю его работы — ему действительно удавалось молчать перед камерой так, как никому другому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *