ПАМЯТИ АКТЕРА

Для меня Богдан Ступка – актер всех времен и народов. Не потому, что его не стало и об ушедших нужно говорить хорошо. То, что он великий актер я поняла, увидев его в дневном спектакле «Украденное счастье» в роли Мыколы Задорожного, в декабре 1985 г. Кто это? Спрашивала я своих украинских коллег по курсам повышения квалификации. Они с удивлением говорили: «Как ты не знаешь? Это же Ступка». Я не знала, я была из другой Республики, из другого поколения, меня мало интересовал кинематограф, поэтому «Белая Птица с черной отметиной» прошла мимо моего зрительного восприятия. К тому времени актер около шести лет работал в Национальном академическом драматическом театре им. Ивана Франко, а «Украденное счастье», спектакль поставленный Сергеем Данченко специально для Богдана Ступки, был и, уже более 30-ти лет, остается визитной карточкой театра.

Но увидев актера на сцене, нельзя было оторваться от действия, от поведения его героя. От игры, которая была настолько живой и естественной, органично наполненной в интонациях, жестах, поступках, что весь остальной актерский состав, появляясь на реплики из-за кулис, был не интересен и контрастен. «Ладно, театр искусство условное», — говорила я себе.

Богдан Ступка великолепно вел роль, проживая жизнь своего героя, создавая образ простого, необразованного хуторянина, но при этом глубоко интеллигентного человека. О таких в Русской литературе писал Николай Лесков.

В течении всего декабря 1985 мне много раз доводилось видеть актера на разных творческих мероприятиях, которыми был насыщен предновогодний Киев, каждый раз подмечая его сдержанность, глубину, образованность, интеллигентность.

Через некоторое время на Украинском ТВ все чаще и чаще стали появляться его другие работы и моноспектакли, где он раскрывал все грани своего таланта харАктерного актера. Теперь я уже сидела, не отрываясь от экрана телевизора, ожидая, хоть маленького прокола. Но каждая роль была филигранно отточена и выверена, не допускала ничего лишнего. Тогда, 27 лет назад, актер входил в свою золотую творческую пору и оставалось только сожалеть, что о нем не знала вся страна.

Середина и конец 80-х, при всем развале культуры и искусства, переведенных на самоокупаемость и хозрасчет, для Богдана Ступки стали знаменательными тем, что его начали приглашать для съемок на Центральное телевидение и в крупнейшие киностудии СССР. Так появился телевизионный спектакль «Дети солнца» по пьесе Максима Горького с блистательным актерским составом московских театральных звезд, где тогда еще мало известный Ступка обратил на себя внимание.

Для творческой интеллигенции Москва всегда была и есть самым главным местом признания их талантов. Приняла столица, значит актер состоялся как личность. Потом не проходило года, чтобы его творческая биография не пополнялась новыми работами в театре и кино. Одни роли и созданные характеры, становились объемнее и ярче других.

Каким должен быть актерский диапазон, если Богданом Ступкой были сыграны роли в лучших произведениях, написанных за всю историю мировой драматургии от Софокла до Брехта, от Чехова до Шекспира и Кальдерона. Какая глубина таланта была задана этому человеку, родившемуся в маленьком поселке на границе с Польшей-

Его, заданные Природой, вектора, в виде анально-зрительной связки, получили точную и правильную реализацию на сцене и в жизни. Зрительный вектор — в  умени и видеть, то что скрыто от глаз других, способностью к наблюдению за людьми в любой ситуации, за их поведением, повадками, отношением к себе и другим, чтобы потом подмеченное перенести в свою роль, «одухотворить» и «оживить» драматургический образ на сцене.

Весь собранный материал, абсорбированный, проанализированный, очищенный сохраняясь в памяти, изымаемый в нужный момент, когда того требует работа над ролью. Этому учат в театральной институте, но если у студента курса актерского мастерства отсутствует анальный вектор, ему будет трудно достичь глубины понимания роли, произведения, авторских и режиссерских задумок и все завершится изображением, а не переживанием.

«Школа переживания», выявленная Станиславским в его многолетних поисках, дала миру много прекрасных актеров, но самыми лучшими из них были и остаются актеры советской и постсоветской эпохи. Можно быть хорошим исполнителем, но не уметь передать накопленные за время работы знания своим студентам. Поэтому так мало известных актеров занимаются педагогической деятельностью. Сбор, обработка и передача информации во времени, так же как умение научить другого, характеризуют человека с анальным вектором. У Богдана Ступки получалось и это. Теперь его студенты потеряли своего Мастера.

Как точно и профессионально выполнено все, что ему было отведено в творческой и личной жизни. В современном мировом театральном и кинематографическом искусстве ему действительно нет равных.

Принято считать, что когда уходят кумиры такого уровня, в этот же миг рождаются «их наследники» с искрой божьей. Природа не терпит пустот, а пока тот новый талант вырастет и разовьется, остается только с грустью смотреть записи фильмов и передач любимого актера, каждый раз сопереживая его героям, восхищаясь его способностями и счастливому стечению обстоятельств, позволивших ему так чудно реализовать все полученное от Бога.

Статья написана по лекциям по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

 

9 Responses to ПАМЯТИ АКТЕРА

  1. Ольга Чугурян:

    К сожалению, я не была знакома с творчеством Богдана Ступки. Но то, как вы о нем отзываетесь, не оставляет сомнений в том, что его вектора получили наивысшую степень развитости и в полной мере реализовали себя на сцене, покорив миллоны людей. А наследников надо сегодня учиться правильно развивать, чтобы они были еще ярче и блистательней!

  2. ну я бы так категорично не утверждала,
    да ушла одна эпоха,
    идет другая,
    сейчас тоже много хороших актеров,
    я отслеживаю постоянно http://axiplus.livejournal.com/19001.html
    и Ступка не стал сразу таким каким мы его видели в последнее десятилетие, допустим, в той же «Белой птице…» Миколайчук мощнее,
    и что?

  3. действительно — ушла целая эпоха,
    я не видела Богдана Ступку на сцене, но его танец, вернее, два танцам в «Белой птице с черной отметиной» это что-то
    нежный и яростный, как жизнь как судьба
    в Ступке было качество такое — «присутствие» его на экране уже создавала такой драйв, значительность тому, что там происходило
    очень точно,
    за это дорого приходится платить

  4. Мощный актёр. Светлая память.

  5. Виктор Юрчик:

    Я не знал этого актера, хотя лицо его мне кажется знакомым. Моя бабушка сказала мне: «Ступка умер». Она знает, она помнит. Я — нет.

    Одно дополнение. В тексте нужно для точности упомянуть, что актер — это кожа и зрение. Анальный вектор расширяет способность актера, но основа — кз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *